На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Скопин Сити

16 подписчиков

Античности станет еще меньше?

Античности станет еще меньше?

Октябрьский суд Краснодарского края разрешил ЮТК, частной строительной компании Александра Тодуа, продолжать разрушение Фанагории

Василий Бочков
12 октября 2015 (Пн)
drugoi.livejournal.com

drugoi.livejournal.com

В день, когда все мировые информационные агентства сообщили о разрушении в Пальмире Триумфальной арки, Октябрьский суд Краснодарского края повторно удовлетворил иск предпринимателяАлександра Тодуа («Южная транспортная компания»), снимающий запрет на строительство на территории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Фанагория» в Темрюкском районе.

Завотделом классической археологии Института археологии РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Кузнецов,руководитель Фанагорийской комплексной археологической экспедиции, объяснил TANR, что «древнегреческий город Фанагория, которому только что исполнилось 2550 лет, является одним из крупнейших очагов античной цивилизации в Причерноморье. Важнейшее отличие Фанагории от многих других античных городов, в том числе самых крупных и наиболее известных, состоит в том, что его поверхность остается до сих пор совершенно свободной от современной застройки. Если, например, в таких древних городах, как Марсель-Массалия, Анапа-Горгиппия, Феодосия, или в каком другом городе Средиземноморья и Причерноморья для проведения археологических исследований необходимо ждать строительных работ, чтобы произвести раскопки, то в Фанагории могут осуществляться научные проекты в любой удобный для исследователей момент. Культурные напластования города хранят материальные остатки жизни, накопившиеся за более чем полуторатысячелетний период (с VI века до н.э. до рубежа IX‒X веков н.э.)».

Поскольку заповедник «Фанагория», созданный 18 апреля 2014 года по решению правительства РФ (документы о создании заповедной бюджетной зоны подписал Дмитрий Медведев, Херсонес в Крыму — второй такой заповедник, созданный по образу и подобию Фанагории позже), — федерального значения, территория его находится под тройной охраной — как местного законодательства Краснодарского края, так и федеральных законов о сохранении культурного наследия.

Фанагория подпадает и под нормы Градостроительного кодекса Краснодарского края, запрещающего любые виды строительных работ без должного предписания, а также под все федеральные законы по охране памятников истории и искусства. Однако многотонные самосвалы, груженные «инертными грузами» (песком и щебнем), уже сейчас ездят в сотне метров от центра раскопок в античном некрополе.

Профессор Владимир Кузнецов рассказал, что по территории памятника нельзя ездить даже на легковых автомобилях, поскольку разбивается поверхность, происходит эрозия почвы, захоронения и надгробия превращаются в пыль. Тогда как тяжелые грузовики ЮТК уже сегодня, буквально каждый день, совершают систематические рейсы, уничтожая археологический памятник.

Кузнецов так объясняет нынешнюю ситуацию: «Фанагория относится к категории археологических памятников федерального значения. В 2014 году распоряжением правительства РФ на его территории создан первый в стране государственный историко-археологический музей-заповедник. В соответствии с российским законодательством этот выдающийся памятник истории и культуры подлежит охране, на его территории запрещены какие-либо виды хозяйственной деятельности без специального разрешения уполномоченных на то органов. Если же следовать букве закона, то на практике это будет означать, что такая деятельность невозможна в принципе.

Тем не менее, вопреки требованиям закона, в ближайших окрестностях древнего города, на территории его некрополя в 2015 году было осуществлено строительство площадки для перегрузки строительных материалов (из железнодорожных вагонов на автомобильный транспорт). „Южная транспортная компания“ (директор Александр Тодуа из Сочи), не получив разрешения на проведение работ от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, построила специальную железнодорожную ветку и бетонную площадку для перегрузки строительных материалов.

Несмотря на активное сопротивление Министерства культуры РФ, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края и дирекции музея-заповедника, суд Октябрьского района Краснодара (судья Дмитрий Зеленский) отменил два предписания о прекращении незаконных работ. Таким образом, эти работы стали „законными“. Безусловно, вызывает недоумение позиция районного суда, который отменяет действие государственных законов».

Уже осенью прошлого года археологи зафиксировали на территории заповедника бурную хозяйственную деятельность с применением бурильных машин.

Строительство было, правда, приостановлено летом, на время работы археологической экспедиции, после появления предписания Управления государственной охраны, представители которого вместе с полицией посетили Фанагорию еще 11 февраля. Однако уже в августе, после окончания археологического сезона, когда ученые вернулись в Москву, строительные работы были возобновлены.

Мимо историко-археологического музея-заповедника уже проходит железная дорога и шоссе. ЮТК построила еще одну, параллельную существующей, железнодорожную ветку, использующуюся для перевозки и разгрузки строительных материалов, уже на территории самой Фанагории. Важно понимать, что частная «Южная транспортная компания» лишь косвенно принимает участие в строительстве Керчинского моста, запланированного между Керчинским и Таманским полуостровами, и занимается вспомогательными работами, необходимыми для создания временной строительной инфраструктуры.

Министерство культуры уже направило официальные письма в правительство и Следственный комитет России с требованием разобраться в сложившейся ситуации, поскольку 18 сентября 2015 года Октябрьский суд удовлетворил иск Александра Тодуа, потребовавшего приостановить запрет на использование земель возле памятника археологии античной эпохи.

Районный суд удовлетворил иск Александра Тодуа и 6 октября, на повторном (окончательном) рассмотрении этого дела. Директор «Южной транспортной компании» рассказал кубанским журналистам, что на него завели три дела (в том числе уголовное), грозящих штрафом, возмещающим ущерб, нанесенный памятнику мирового значения, на общую сумму 26 млн руб. Но, по словам Тодуа, суд установил, что документов, подтверждающих особый статус используемых земель, не существует. «Разрешение на продолжение работ я еще не получил, — рассказал руководитель ЮТК. — Однако суд поддержал решение о приостановлении предписания органов охраны культурного наследия».

Если постановление кабинета министров не указ, видимо, следует обращаться в судебные органы высшей инстанции — Управление по охране памятников Краснодарского края подает апелляцию на решение районного суда сначала в краевой суд, а затем и в Верховный суд Российской Федерации. Тем более что, как объяснил порталу Оpentown начальник отдела памятников археологии Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Георгий Давыденко, «границы охраняемых земель отмечены на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра». «При этом земельный участок Фанагории, относящийся к объекту культурного наследия, подтвержден нормативно-правовым актом, а строители, как того требует закон, до начала производства земельных работ к нам не обращались», — подчеркнул он.

Под скучным грифом спора хозяйствующих субъектов и нецелевого использования земель историко-культурного назначения буквально сейчас происходит уничтожение уникального античного памятника мирового значения, крупнейшего археологического памятника России античной эпохи.

Основанная в середине VI века до н.э. греческими переселенцами, эта колония (в I веке до н. э. Фанагория называлась Агриппией) была одной из двух столиц Боспорского царства, впервые разграбленная гуннами. Именно здесь в 704 году поселился изгнанный из Константинополя император Юстиниан II — ему предоставил убежище зять, каган Ибузир Гляван. Впоследствии Юстиниан вернул себе византийский престол.

Археологические исследования в Фанагории начались еще в XVIII веке и прекращались только на время Великой Отечественной войны, но город все еще остается малоизученным. Прежде всего из-за больших размеров (более 65 га, общая площадь города и некрополей — 900 га) и мощности культурных слоев (до 7 м). Кроме того, часть Фанагории затоплена Черным морем, скрывающим массу выдающихся артефактов.

Городище Фанагории, находящееся между двумя жилыми поселками, окружено самым большим в России античным некрополем общей площадью более 300 га, хранящим огромные культурные, исторические и материальные ценности. Извлеченные из его курганов (всего их здесь более 600) находки украшают сегодня коллекции Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Лувра, музеев Великобритании, Германии и других стран Европы.

Картина дня

наверх