На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Скопин Сити

16 подписчиков

УМНИКИ И УМНИЦЫ СКОПИНА

ДАРЬЯ МОРОГУНОВА. школа №4 ( Занимается у педагогов доп. образования О.А. Каштанова студия "Радость", В.Ф. Дель студия театра "Предел")

«Миргород» Н. В. Гоголя, как предчувствие
Я хочу поделиться своими некоторыми открытиями при чтении и размышлениях над книгой Н. В. Гоголя «Миргород». Сразу скажу, что книга мне далась нелегко. Она вызывала скрытое отторжение, словно, что-то в ней мешало смотреть привычным легким взглядом на окружающую меня жизнь с её размеренным кругом забот и событий. Пока я не поняла, что происходит во мне какая-то внутренняя ломка, как бы переформатирование и очищение от всего ненужного. Хотя допускаю, что это моё частное наблюдение и не является директивой к исполнению кем-то ещё.

Сборник «Миргород» Николай Васильевич Гоголь составлен таким образом, как будто ты смотришь телевизор и в руках у тебя пульт. История «Старосветских помещиков» легко переплетается с окружающими сценами жизни окраин моего родного города и потому может читаться бесконечно. Нажатие кнопки на другой канал – «Тарас Бульба» бросает тебя в исторический фильм с кровавыми сражениями, историей любви молодых людей из двух враждующих лагерей, патриотизмом и самопожертвованием ради Родины. Третья кнопка – фэнтези – встреча с «Вием», страшная украинская народная сказка с плохим концом. И как возвращение к первой кнопке – «Повесть о том, как поссорились…» два помещика.
Если бы Гоголь предложил другую композицию, то возможно, что многие подробности переживания событий составили бы иную картину, чем та которая появилась у меня, а именно, как предчувствие чего-то, что перевернёт жизнь и моего городка Скопин, и окружающих меня жителей, выстроит новую реальность отношений без сатирических и юмористических излишеств. Я и сама не знаю ответа на свой же вопрос: почему это произошло? Откуда взялось такое ощущение «Предчувствия»?
Ну, что же, попробую объясниться.
Наверное, нет смысла пересказывать сюжетные подробности жизни «миргородцев», а также повторять все узловые ходы героев «Тараса Бульба» и «Вия», а важнее сосредоточиться на главных моментах. Получается, что это Гоголевский посыл, месседж из 19 века в век 21! Сам по себе Миргород, как выяснилось при помощи «Википедии» существует и ныне в Кировоградской области в Украине. Но как далеки теперь друг от друга два Миргорода двух веков! Чтобы и это понять, мне пришлось подумать немало над символизмом самих слов «миргород», «война и мир», украинский патриотизм и роль современного «Вия». Так уж ли всё это далеко от классического произведения писателя, словно почувствовавшего что-то в атмосфере своей эпохи?
Прежде всего, читающий эти повести в том порядке, как задумал автор, неминуемо ощущает себя между крайностями «добра» и «зла». И эти берега не размыты, а реальны. Потому что в итоге ты осознаёшь свою причастность к жизни прошлого, настоящего и будущего одновременно. Нащупываешь православный подтекст, как историческую дорогу, которой идёт не одно поколение России и чувство ответственности за современный отрезок пути. Все четыре повести “миргородского” цикла связаны внутренним единством идейного и художественного замысла. Классическая литература не может не вести к воплощению идеала добра и света! И Гоголь, как выдающийся художник, философ и мистик из прошлого создаёт тот мир, который укрепляет и мой собственный в дне сегодняшнем и быть может в грядущем. Мне показалось, что некоторые современные слова и выражения, как будто бы имеют неприятный запах. Мне стал открываться потаённый смысл некоторых фраз, фигур речи. Словно мне делают прививку от дурной болезни Пульхерии, Довгочхуны, Никифоровичи… Я не люблю современное слово «успешность», которое зависит от базиса «любой ценой». Я проникаюсь магией слова «утешение», которое позволяет избежать греховных причин и следствий. В отношении живущих со мной рядом пожилых людей, со всеми их патриархальными нравами и милыми юморинами, преодолением фальсификаций истории, агрессии демонических сил, вечных признаков добра и настоящей радости. И тогда предупреждающий вывод писателя: «Скучно на этом свете, господа!”, прозвучит, как предупреждение об опасности или предотвращение самой ситуации. Это сам Гоголь словно раздвинул рамки повести и вошёл в неё, чтобы открыто и гневно, без тени иронии произнести свой приговор. Эта фраза венчает не только повесть о ссоре, но и весь “миргородский” цикл. Здесь – зерно всей книги. Тонко и точно заметил Белинский: “Повести Гоголя смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтёте”. На всём протяжении книги писатель творит суд над людской пошлостью, становящейся как бы символом современной жизни. Но именно здесь, в конце повести о ссоре, Гоголь открыто, от своего собственного имени выносит окончательный приговор этой жизни.

В “Старосветских помещиках” и “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” Гоголь впервые выступил перед читателями как “поэт жизни действительной”, как художник, смело обличающий уродство общественных отношений крепостнической России. Смех Гоголя творил великое дело. Он обладал огромной разрушительной силой. Он уничтожал легенду о незыблемости феодально-помещичьих устоев, развенчивал созданный вокруг них ореол мнимого могущества, выставлял на “всенародные очи” всю мерзость и несостоятельность современного писателю политического режима, творил суд над ним, будил веру в возможность иной, более совершенной действительности. Разве такой суд излишен сейчас? Разве не произошли события, что помутили воображение целых народов и поколений? В этом Гоголь, как врач и пророк в одном лице воплощения.
Иначе зачем ему было бы уходить от весёлых и романтических парубков и дивчин к изображению прозы жизни. Николай Васильевич Гоголь – выдающийся мастер слова, гениальный прозаик и непревзойдённый сатирик. В то время, когда Гоголь начинал свою литературную деятельность, главным вопросом общественного развития в России был вопрос об уничтожении крепостного права. Продолжаю гуманистические, антикрепостнические традиции Радищева, Фонвизина, Пушкина и Грибоедова, Гоголь своим уничтожающим смехом разит этот строй и содействует развитию в России демократических прогрессивных идей. И если, посеянное им, как « вечное, разумное, доброе» пришло на готовую почву, тогда сохранена тенденция на искоренение и всех нынешних пороков общественного неблагополучия, социального неравенства дикого рынка, человеконенавистничества и предельного эгоизма. Жизнь человека здесь опутана паутиной мелочных интересов. Нет в этой жизни ни высокой романтической мечты, ни песни, ни вдохновения. Тут царство корысти и пошлости. Гоголь говорит нам:
«Берегись» - темных сил меркантильности, бесчестной корысти, косности мира, «культурного хлама», «бесовщины распада».
Надо понимать, что голая мысль никогда не показывается так просто в произведении, она идет через всю систему образов.
Сатирически изображая дворянство и чиновничье общество, никчемность их существования, паразитизм, эксплуатацию народа, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России, прежде всего единой страны всех братских народов. Надо понимать, что голая мысль никогда не показывается так просто в произведении, она идет через всю систему образов. Это труд, это умение, которому настоящая литература должна научить школьника.
Надо чтобы литература читалась как литература, чтобы глубокая мысль, заложенная в ней, вычитывалась учеником через нравственные образы. Чтобы мысль, как писал знаменитый педагог Сухомлинский, открытая им в тексте, имела значения нравственного открытия, чтобы ценности нашей классической литературы становилось смыслом жизни учащихся. Это способствует развитию личности абсолютно во всём.
Ученики сейчас меньше читают классику, больше фантастику, развлекательную литературу. Но проблема сейчас не в том, что они читают, а в том, что они хорошие произведения не отличают от мусора. Что такое литература – это образ миру явленный. С этим нельзя согласиться, потому что русская литература было центром нашей культуры. Просто в русской душе есть такое, что она не разлагает мир, как это делается на Западе. И Гоголь, проживший на Западе в тоске и отчаянии часть своей жизни, открывается нам, как опытный менеджер и оракул.

Картина дня

наверх